ПАНЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ:
логин :
пароль :
Напомнить пароль?
 
Навигация по сайту
Выберите нужный раздел ..
О НАС

РУКОВОДСТВО

КОЛЛЕКТИВЫ

50-летие ЦРТДиЮ
Программы
Достижения
Нормативные документы
Публичный отчет
Платные услуги
Работа с одаренными детьми
Педагогам
Родителям
Дошкольникам
ГДОО "Радуга"
Расписание занятий
Фотогалерея

Все последние новости
 
 


Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 


Популярные статьи
Самое популярное на сайте ..


 




Между прочим
Рекомендуем прочитать ..
Интернет-ресурсы для педагогов дополнительного образования детей
Про НПК ЦРТДиЮ
Как подготовиться к НПК?
Родителям о правах ребенка
Как помочь ребенку завести друзей?
Как воспитать в ребенке патриота?
Экзамен без стресса (практические рекомендации для родителей)
 
 


Архив новостей
Сентябрь 2014 (5)
Август 2014 (2)
Июнь 2014 (1)
Май 2014 (1)
Апрель 2014 (4)
Март 2014 (5)


Наш опрос>
Нам интересно Ваше мнение!
 
 


Важная информация
Мы рады что Вы посетили наш сайт!


По просьбе ОБРнадзора РБ размещаем для педагогов и родителей следующую информацию:
Управление по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан (Обрнадзор РБ):
располагается по адресу:
450064, г.Уфа. ул.Мира,14
тел/факс:(347) 264-26-24
Е-mail:obrnadzorrb@yandex.ru
сайт:www.obrnadzorrb.ru
начальник Ганеева Альмира Альбертовна
заместитель начальника Хажин Айбулат Вакилович

Северо-западный сектор отдела контрольно-надзорной деятельности в сфере образования Обрнадзора РБ
адрес:452320, г.Дюртюли, пер.М.Якутовой, 4
тел/факс:(34787) 3-05-89
Е-mail:cektor_durtuli@mail.ru, upr003@morb.ru
Специалисты–эксперты Лаяков Ильдус Юрисович, Хамидуллина Гульчира Киагаповна

•   Центр развития творчества детей и юношества » Методические требования к современному занятию и его анализ в ОУДОД 
Методические требования к современному занятию и его анализ в ОУДОД
 
Методические требования к современному занятию и его анализ в ОУДОД
(памятка руководителю структурного подразделения,методисту по посещению и анализу учебных занятий)

Совершенствование профессионального мастерства педагога ДО детей,

руководство и контроль за учебно-воспитательным процессом невозможны без правильно организованного анализа

и оценки учебного занятия. Посещение занятий администрацией и методистами – источник знаний о качестве образования в учреждении, о возможностях педагога. Кроме того, это один из основных способов изучения и обобщения опыта, одно из условий совершенствования педагогического мастерства.


занятие4Анализ учебного занятия требует от руководителя структурного подразделения, методиста высокого уровня научно- методической подготовленности.

Можно выделить три типа анализа учебного занятия:

  1. Комплексный (полный) – всестороннее рассмотрение в единстве целей, содержания, методов, форм организации всех аспектов учебного занятия: содержательного, дидактического, психологического, воспитательного, методического, организационного.

  2. Аспектный – предполагает более глубокое рассмотрение одной стороны учебного занятия, он может быть:

  • дидактическим;

  • психологическим;

  • воспитательным;

  • методическим;

  • организационным.

  1. Краткий – проводится в целях оценки научно-теоретического и методического уровня учебного занятия, отражает основные дидактические категории (доступны ли цели, решены ли задачи, выполнен ли план и др.).

Цели анализа учебного занятия:

  1. Контроль за качеством преподавания и качеством знаний, умений и навыков учащихся.

  2. Контроль за состоянием образовательного процесса.

  3. Инструктирование педагога.

  4. Помощь в овладении педагогическим мастерством

  5. Выявление причин удач (неудач) педагога и оказание ему помощи.

Подготовка к посещению занятия

  1. Определить цель посещения занятия.

  2. Уточнить по журналу учебной группы темы предыдущего и последующего занятий.

  3. Посмотреть протоколы предыдущих посещений занятий педагога, особенно раздел «Над чем надо работать и что рекомендовано».

  4. Ознакомиться с учебно-тематическим планом работы и т.д.

 занятие3Требования к занятию детского объединения и его анализу

 

Грамотный анализ занятия является условием совершенствования учебной деятельности детского объединения дополнительного образования и профессиональной деятельности педагога.

Анализ учебного занятия должен опираться на следующие принципы:

  • научности;

  • единства требований;

  • доступности и оптимальности;

  • обратимости;

  • объективности и доброжелательности;

  • целесообразности.

Можно выделить следующие основные аспекты, от которых зависит успех проведения занятия детского объединения и оценка профессионализма педагога.

  1. Организация занятия.

  2. Дидактическая деятельность педагога.

  3. Воспитывающая деятельность педагога.

  4. Профессионально-личностная характеристика («портрет») педагога.

  5. Характеристика учебной группы (разные грани проявления детей в деятельности).

  1. Качество организации занятия в совокупности определяют:

  • состояние документации детского объединения;

  • соответствие темы занятия образовательной программе и учебно-тематическому плану работы детского объединения на учебный год;

  • соответствие организации санитарно-гигиеническим требованиям;

  • учет уровня работоспособности детей;

  • выполнение правил техники безопасности и охраны труда;

  • рациональность использования времени на занятии;

  • оптимальность оборудования и оснащения кабинета и учебного занятия;

  • организация ведения документации учащихся.

  1. Качество дидактической деятельности педагога определяют:

  • опора на основные принципы дидактики;

  • оптимальность используемых методов обучения, их соответствие логике занятия, возрасту и развитию детей;

  • эффективность контроля педагога за учебной деятельностью учащихся;

  • объективность оценки их деятельности;

  • степень технической оснащенности занятия;

  • оптимальность использования технических средств и методических материалов;

  • умелое использование смены видов деятельности;

  • обеспечение обратной связи;

  • достижение поставленной цели занятия.

  1. Качество воспитывающей деятельности педагога на занятии определяют:

  • воспитывающая направленность содержания занятия, наличие в ней идейной составляющей;

  • опора на основные принципы воспитания;

  • решение задач нравственного воспитания;

  • эффективность формирования у детей трудолюбия и трудовых навыков;

  • использование педагогом возможностей занятия в профессиональной ориентации и экономическом воспитании детей;

  • формирование у детей интеллектуальной культуры, потребности в знаниях, познавательной активности;

  • реализация задач физического и гигиенического воспитания учащихся;

  • обеспечение связи занятия с жизнью страны и самих учащихся;

  • степень эстетического воздействия содержания занятия на учащихся.

  1. Профессионально-личностная характеристика («портрет») педагога составляет:

  • знание им учебного предмета, свободное владение учебным материалом;

  • его речь;

  • педагогическая культура и такт;

  • внешний вид педагога на занятии;

  • позиция педагога по отношению к учащимся;

  • стиль педагогического руководства;

  • степень воздействия личности педагога на учащихся.

  1. Характеристика группы (разные грани проявления детей в деятельности) составляют:

  • степень их активности и работоспособности на занятии;

  • заинтересованность темой и содержанием занятия;

  • сформированность у детей аналитических умений и навыков самостоятельной работы;

  • выполнение учащимися поставленных учебных задач занятия;

  • коммуникативное развитие учащихся;

  • сформированность навыков работы с оборудованием и инструментами, учебно-методическими пособиями;

  • организованность и дисциплинированность учащихся на занятии;

  • степень отношения детей к педагогу и друг к другу;

  • внешний вид детей.

По представленной схеме может осуществляться анализ учебного занятия детского объединения. Она может быть использована также в качестве плана беседы с педагогом.

 занятие2Последовательность действий руководителя при анализе учебного занятия

  1. Тип занятия и его место в учебном курсе.

  2. Реализация дидактических целей занятия.

  3. Содержание занятия (научность, доступность, последовательность).

  4. Соответствие типа, методов, приемов и средств обучения.

  5. Активность и самостоятельность учащихся, организация их творческой деятельности.

  6. Уровень усвоения материала детьми.

  7. Осуществление индивидуальной работы с детьми на занятии.

  8. Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся.

  9. Развитие и воспитание детей на занятии.

  10. Связь учебного материала с жизнью.

  11. Эмоциональный климат на занятии.

При анализе деятельности педагога учитывается его организаторское мастерство, воспитывающая, развивающая и обучающая направленность занятия

 

Работа с педагогом по результатам посещения занятия

Далее руководитель определяет свою стратегию разговора с педагогом. Вопрос, что и как сказать педагогу является одним из самых важных при анализе занятия.

Если ошибок много, т.е. педагог просто не умеет грамотно строить занятие, то разбирать с ним занятие как со зрелым педагогом не стоит. Лучше провести с ним занятие по конструированию занятия и рекомендовать более точно ставить вопрос, давать время на обдумывание, посоветовать педагогу снизить скорость ведения занятия.

Обычно анализ начинается с безоценочной констатации способа построения занятия, обращенной к педагогу: «целью Вашего занятия было… Сначала Вы провели опрос учащихся по материалу, заданному на дом, используя при этом вопросно-ответную форму. Затем Вы перешли к … я правильно поняла? Закончили занятие…» Такое начало успокаивает педагога, помогает ему настроиться на благожелательную беседу, спокойное и внимательное восприятие замечаний и советов руководителя. Дальше проверяющий предлагает педагогу вместе с ним разобраться в занятии и попробовать проиграть разные его варианты и кое-что построить по-другому.

Основная задача зав. отделом, зам. директора по УВР, методиста – вместе с педагогом найти причины педагогических неудач, продумать систему мер по их устранению, затем ликвидировать недочеты.

В первую очередь нужно познакомиться с качеством подготовки педагога к занятиям, выяснить, как педагог организует учебно-воспитательный процесс на занятиях и управляет им, насколько эффективно используется время занятий, отдыха детей, каков уровень и качество выполнения программы, ее практической части, какими педагогическими средствами обеспечивается качество знаний, умений, навыков, умение применять полученного знания на практике.

Получив все необходимые данные о системе работы, зам. директора по УВР, руководитель структурного подразделения намечает план индивидуальной работы с данным педагогом.

 

Педагогическая теория и практика выделяет следующие ошибки педагогов, приводящие к уходу воспитанника из учреждения дополнительного образования:

  1. Плохая организация.

  2. Монотонность при объяснении материала или наоборот, многословие, неточности, излишняя детализация объяснений, многочисленные повторы.

  3. Постоянное однообразие формы деятельности.

  4. Восприятие детей в целом, а не каждой отдельной личности.

  5. Назидательность, резкость тона, бестактность обращения.

  6. Несоответствие скорости изложения информации педагогом, скорости восприятия и осмысления.

  7. Отсутствие обратной связи, контроля за усвоением и пониманием.

  8. Отсутствие занимательных элементов, повышающих познавательный интерес приемов концентрации внимания учащихся.

 Методика планирования учебного занятия

В дополнительном образовании различают следующие

Типы занятий

- Занятие, направленное на изучение, усвоение нового материала (лекция, объяснение, демонстрация и др.).

- Занятие, ориентированное на закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (обобщение, решение задач, контрольные работы, упражнения на повторение и др.).

- Занятие, нацеленное на самостоятельное применение умений и навыков (самостоятельные работы, конференции, дискуссии, аукционы, представления и др.). К каждому типу учебного занятия предъявляются определенные требования.

 

Виды занятий:

Заочное путешествие во времени и пространстве, лекции, работа с литературой, деловая игра, учебное занятие в мастерской, практическая работа, выставка, конкурс, творческий портрет, импровизация, игра-путешествие, эксперимент, другие.

 

Формы учебных занятий:

Формы учебных занятий можно разделить на две группы:

  1. Занятия в учебном кабинете:

- тематические (изучение или повторение одной учебной темы);

- комплексные или интегрированные (изучение одной учебной темы с использованием 2-3 видов творческой деятельности);

- игровые (изучение учебного материала в процессе игры);

- итоговые или контрольные (проверка уровня подготовки детей);

2. Выездные занятия:

- учебные экскурсии;

- походы;

- экспедиции;

- практические занятия на местности.

 

Активные формы познавательной деятельности, используемые на занятиях:

Семинар; диспут; обсуждение сообщений, докладов, рефератов ; конференция; олимпиада; турнир, викторина; аукцион знаний; мозговая атака; брейн- ринги; устный журнал; КВН.

 

Основные этапы современного занятия:

  1. Организация начала занятия, постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия.

  2. Проверка имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению новой темы.

  3. Ознакомление с новыми знаниями и умениями.

  4. Упражнение на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, на перенос в сходную ситуацию, упражнения творческого характера.

  5. Подведение итогов занятия, формулирование выводов.

Учебные занятия в системе дополнительного образования представляют собой сложнейший психолого-педагогический процесс, к которому предъявляют ряд требований. Для того чтобы учебное занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать.

Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана-конспекта учебного занятия.

План и план-конспект занятия как учебно-методический документ регламентирует ход конкретного занятия кружка (объединения), в котором, во-первых, определяется цель и задачи занятия; во-вторых, показывается эффективность использования времени; в-третьих, единство, порядок и последовательность работы участников образовательного процесса и др.

В плане необходимо сформулировать 3 цели в аспекте обучения, воспитания, развития. Задачи должны соответствовать целям и отражать содержание трех взаимосвязанных процессов, осуществляемых в ходе занятия: обучения, воспитания и развития.

 

Общая структура плана занятия

  1. Вступительная часть:

    - название детского объединения;

    - дата, время и место проведения занятия;

    - номер и год обучения учебной группы;

    - Фамилия, имя, отчество педагога;

    - тема занятия.

2. Цели и задачи занятия;

3. Ход занятия:

- краткое содержание и время теоретической части занятия;

- задание (содержание), этапы выполнения и время практической части занятия;

- подведение итогов занятия;- приемы работы с детьми и время.

4. Средства обучения – наглядные и раздаточные материалы, инструменты и материалы для выполнения практической работы, литература.

5. Прогнозируемые результаты занятия.

Каждый педагог дополнительного образования, организуя учебное занятие, должен уметь провести его самоанализ.

Методика протоколирования занятия

Получение объективных данных по названным вопросам помогает протоколированию урока в индивидуальных журналах посещения занятий педагогов. Постраничные площади тетради разделены на 4 графы: «Ход занятия», «Время», «Деятельность преподавания» и «Деятельность учащихся». Перед графой «Ход занятия» может быть выделена одна графа, в которой проверяющий может фиксировать характер допускаемой на данном этапе урока ошибки или отмечать методическую находку преподавателя, которую желательно внедрить в практику работы преподавательской шко­лы.

 

Заметки

 

Ход занятия

 

Время

 

Деятельность

 

педагога

 

учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Протоколирование занятия ведется в отдельном журнале.

Материал, поданный методически правильно, не вызываю­щий сомнений в целесообразности принятого преподавателем методического решения, фиксируется чернилами синего или чер­ного цвета, организационно-методические ошибки выделяются красным. Такая форма записи позволяет проверяющему быстро восстановить в памяти или найти те места в протоколе, которые обсчитает необходимым обсудить с преподавателем.

Проверяющий должен записать каждый вопрос и задание для учащихся и пронумеровать их последовательность. Если он не успевает записать их полностью, то записывает первые буквы каждого слова.

Это важный показатель при анализе урока. Скорость воспри­ятия и осмысления вопроса и задания примерно равна скорости наших записей. И если за промежуток времени до вызова учащегося проверяющий записать вопрос или задание полностью не ус­певает, то скорость его постановки превышает допустимую, а учащиеся понять задание не успевают.

Если быстрый темп урока является постоянным стилем рабо­ты учителя, то все медлительные или нетвердо успевающие по предмету учащиеся закрепляют привычку вообще не включать внимание по постановке вопроса и скоро переходят в разряд ста­бильно неуспевающих.

Перед графой «Ход занятия» может быть выделена одна графа, «Заметки», в которой проверяющий может фиксировать характер допускаемой на данном этапе занятия ошибки или отличать методическую находку преподавателя.

В графе «Время» проверяющий фиксирует начало каждого перехода к другому виду деятельности учащихся. Разница отме­ток покажет, сколько времени было уделено каждому фрагменту урока.

В графе «Деятельность преподавателя» указываются спосо­бы и приемы организации процесса обучения, используемые на данном уроке.

Каждый проверяющий может определить свою систему условных обозначений деятельности учителя.

В графе «Деятельность учащихся» кратко фиксируется тот вид деятельности, которым в данный промежуток времени заняты учащиеся класса (не вызванный педагогом обучающийся, а все остальные). Поскольку система деятельности учителя часто подчиняется выработанному стереотипу и повторяется из занятия в занятие, то в этой графе будут постоянно чередоваться однотипные записи: «слушают», «смотрят» или «отвечают на вопрос», «выполняют задание», «решаю задачу», «выполняют действие по образцу», «анализируют», «устанавливают связи», «сравнивают», «планируют».

После того, как занятие протоколировано, руководитель, методист и другой проверяющий приступает к первому элементу его анализа. На этой стадии он разбирается в нем сам, потом только разбирает занятие с педагогом.

 

Как анализировать воспитательные мероприятия

 

Руководителю, осуществляющему контроль, необходимо систематически отслеживать результаты реализации воспитательных планов педагогов. Контроль осуществляется путем посещения воспитательных мероприятий, проведенных в учебных группах, наблюдения за детьми и фиксации происходящих в них изменений, организации самодиагностики детей и отслеживания изменений в их самосознании, анализа творческих работ учащихся и т.д.

 

Общая схема анализа воспитательного мероприятия

1. Организационная характеристика

1. Формы работы (сбор, вечер, праздник, занятие кружка, заседание клуба, «трудовая операция», поисковая деятельность, тимуровский рейд и т.д.).

2. Состав участников»:

а) учащиеся, учителя, родители;

б) возрастная характеристика, возможность объединения ребят разного возраста, возможная удачность такого объединения.

3. Место и время проведения; педагогическая целесообразность выбора места и времени.

4. Оформление и оборудование места проведения мероприятия. Их техническая и эстетическая характеристика.

5. Порядок размещения участников: в зале, за «круглым столом», по группам и т.д.

6. Продолжительность деятельности учащихся. Её гигиеническая обоснованность.

7. Общая организованность, дисциплина учащихся, их явка.

8. Чёткость проведения, расстановка людей по участкам работы: ответственные за технические средства, музыкальное оформление, массовики, «машинист сцены» и т.п.

2. Педагогическая целесообразность мероприятия.

  1. Воспитательное мероприятие как элемент системы воспитательной работы учреждения.

А) является ли оно органической частью всей системы воспитательной работы или носит случайный, эпизодический характер? Связано ли оно с другими формами работы?

Б) играет ли мероприятие стимулирующую роль в жизни детского коллектива;
2. Ведущая воспитательная задача мероприятия:

А) её значимость, актуальность применительно к данному детскому коллективу;

Б) комплексный характер целевой установки и его реализация в ходе мероприятия;

В) соответствие целевой установки уровню развития детского коллектива, возрастным психологическим особенностям учащихся.

3. Содержательная сторона мероприятия

1. Смысловая содержательность:

А) соответствие содержания целевой установке;

Б) глубина, последовательность раскрытия темы, проблемы; наличие

единого содержательного стержня;

В) идейная, познавательная, нравственная, гуманистическая

направленность содержания.

2. Использование для обогащения содержания местных возможностей:

библиотек, клубов, музеев, предприятий и учреждений, проживающих в микрорайоне интересных людей и т.д.

3. Опора на жизненный опыт, знания и интересы школьников, воздействие на их дальнейшее развитие.

4. Педагогическая, воспитательная насыщенность, сочетающаяся с педагогическим тактом: отсутствие навязчивости, назидательности.

4. Формы и методы организации

1. Соответствие форм и методов проведения мероприятия:

А) его теме;

Б) воспитательным задачам;

В) возрастным особенностям учащихся;

Г) уровню развития детского коллектива.

          2. Общая характеристика форм и методов проведения мероприятия:

А) их богатство и разнообразие;

Б) наличие творческих находок, обогативших ход мероприятия, его воспитательное воздействие и вызвавших дополнительный интерес учащихся;

В) использование технических средств, освещения, музыки для обогащения

содержания и повышения эмоционального воздействия на школьников;

Г) наличие элементов игры, романтики, увлекательности.

3. Наличие или отсутствие элементов показного, демонстративного, рассчитанного лишь на внешний эффект.

5. Позиция учащихся и педагогов в подготовке и проведении мероприятия.

1. Можно ли оценить мероприятие как деятельность самих учащихся, а не работу, выполняемую под руководством педагогов для них?

2. Позиция учащихся:

А) инициатива, творчество, самостоятельность школьников в планировании,

подготовке и проведении мероприятия;

Б) психологический климат: атмосфера заинтересованности в ходе проведения мероприятия;

3. Позиция педагогов:

А) участие в планировании, подготовке мероприятия;

Б) позиция в ходе мероприятия (присутствие, активное вмешательство в ход мероприятия, руководящая роль, роль «дирижера» и т.п.).

6. Общие выводы

1. Общая оценка педагогической эффективности мероприятия, его вклада в систему воспитательной работы учреждения.

2. Конкретные предложения руководителя школы по совершенствованию методики подготовки и проведения воспитательных мероприятий.

 

Анализ мероприятия можно проводить и по данной схеме (примерная):

  1. Общая характеристика детской группы: состав, возраст, возрастные и индивидуальные особенности, интересы, запросы детей.

  2. Место и время проведения.

  3. Тема, цель, форма проведения.

  4. Анализ качества подготовки мероприятия:

  • наличие плана проведения;

  • определение задач;

  • активность детей и педагогов;

  • участие и заинтересованность родителей и др.

  1. Анализ хода мероприятия:

  • содержание и воспитательная направленность;

  • отношение учащихся к мероприятию, увлеченность, творчество, инициатива;

  • характеристика педагогических средств;

  • проявление качеств педагога, его авторитет;

  • создание условий для влияния на детей.

  1. Выводы, замечания, предложения:

  • оценка методического своеобразия и эффективности мероприятия, пути их устранения;

  • пожелания по улучшению подготовки, содержания и форм организации мероприятия.

 Материал подготовила:

Зав. ИМО ЦРТДиЮ Маликова Ф.М.

 
Центр развития творчества детей и юношества г.Нефтекамска © 2010-2011
         
 

 

bl01bl01