ПАНЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ:
логин :
пароль :
Напомнить пароль?
 
Навигация по сайту
Выберите нужный раздел ..
О НАС

РУКОВОДСТВО

КОЛЛЕКТИВЫ

50-летие ЦРТДиЮ
Программы
Достижения
Нормативные документы
Публичный отчет
Платные услуги
Работа с одаренными детьми
Педагогам
Родителям
Дошкольникам
ГДОО "Радуга"
Расписание занятий
Фотогалерея

Все последние новости
 
 


Календарь публикаций
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 


Популярные статьи
Самое популярное на сайте ..


 




Между прочим
Рекомендуем прочитать ..
Интернет-ресурсы для педагогов дополнительного образования детей
Про НПК ЦРТДиЮ
Как подготовиться к НПК?
Родителям о правах ребенка
Как помочь ребенку завести друзей?
Как воспитать в ребенке патриота?
Экзамен без стресса (практические рекомендации для родителей)
 
 


Архив новостей
Сентябрь 2014 (5)
Август 2014 (2)
Июнь 2014 (1)
Май 2014 (1)
Апрель 2014 (4)
Март 2014 (5)


Наш опрос>
Нам интересно Ваше мнение!
 
 


Важная информация
Мы рады что Вы посетили наш сайт!


По просьбе ОБРнадзора РБ размещаем для педагогов и родителей следующую информацию:
Управление по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан (Обрнадзор РБ):
располагается по адресу:
450064, г.Уфа. ул.Мира,14
тел/факс:(347) 264-26-24
Е-mail:obrnadzorrb@yandex.ru
сайт:www.obrnadzorrb.ru
начальник Ганеева Альмира Альбертовна
заместитель начальника Хажин Айбулат Вакилович

Северо-западный сектор отдела контрольно-надзорной деятельности в сфере образования Обрнадзора РБ
адрес:452320, г.Дюртюли, пер.М.Якутовой, 4
тел/факс:(34787) 3-05-89
Е-mail:cektor_durtuli@mail.ru, upr003@morb.ru
Специалисты–эксперты Лаяков Ильдус Юрисович, Хамидуллина Гульчира Киагаповна

•   Центр развития творчества детей и юношества » Агрессия детей 
Агрессия детей
 

АГРЕССИЯ ДЕТЕЙ: ЕЁ ПРИЧИНЫ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

 

Латинское слово «агрессия» означает нападение, «приступ». В психологическом словаре «агрессия» определяется как деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающий у них психологический дискомфорт.

Причины возникновения агрессии у детей могут быть самыми разными: от соматических заболеваний и функциональных нарушений работы головного мозга до неверного подхода в воспитании в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Исследования доказали, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди, и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества как тревожность, подозрительность, жестокость, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствует мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.

На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. Как правило, это полярные методы - либо снисходительность, либо чрезмерная строгость. Как не парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, так и у слишком строгих.

Психологические наблюдения показали, что родители, резко по­давляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожидани­ям не устраняют это качество, а напротив, взращивают его, развивая, в своём сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло поро­ждает только зло, а агрессия - агрессию.

Если же родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакции ребёнка, то он скоро начинает считать, что такое поведе­ние дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

Только родители, которые умеют находить разумный компро­мисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией.

 

Портрет агрессивного ребёнка

Почти в каждом коллективе детей, подростков встречается хотя бы один с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных, обзывает их, намеренно употребляет грубые выражения, т. е. становит­ся «грозой» всего коллектива. Этого ершистого, драчливого, грубого ребёнка трудно принять таким, какой он есть, а ещё труднее понять.

Однако, агрессивный ребёнок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что его агрессия - это прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребёнок часто ощущает себя отверженным, нико­му не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребёнка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нуж­ным» - неразрешимая проблема, стоящая перед ребёнком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребёнку, но как сделать лучше - он не знает.

Вот как описывает известный детский психолог Н.Л. Кряжева поведение этих детей:

«Агрессивный ребёнок, используя любую возможность, стремит­ся разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку».

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребё­нок и почему он ведёт себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых - наказание. В действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать своё «место под солнцем». Ребёнок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.

Агрессивные дети часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

Как выявить агрессивного ребёнка?

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрос­лых, поэтому главная наша задача заключается не в том, что бы поставить «точный» диагноз, или «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребёнку.

Психологами разработаны критерии определения агрессивности, которые можно применить как схему наблюдения за ребёнком.

Критерии агрессивности

Ребёнок:

1. Часто теряет контроль над собой.

2. Часто спорит, ругается с взрослыми.

3. Часто отказывается выполнять правила.

4. Часто специально раздражает людей.

5. Часто винит других в своих ошибках.

6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7. Часто завистлив, мстителен.

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребёнок агрессивен, можно лишь в том слу­чае, если в течении не менее чем 6 месяцев в его поведении прояв­лялись хотя бы 4 из перечисленных признаков.

Кроме того, с целью выявления агрессивности у ребёнка мож­но использовать специальную анкету, разработанную российскими психологами Г. П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко.

 

Критерии агрессивности у ребенка (анкета)

1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.

2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

3. Когда кто - то причиняет ему зло, он обязательно старается от­платить тем же.

4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то раз­бивает, потрошит.

6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

7. Он не прочь подразнить животных.

8. Переспорить его трудно.

9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним под­шучивает.

10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все на­оборот.

12. Часто не по возрасту ворчлив.

13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

16. Легко ссорится, вступает в драку.

17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

 

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Подсчет результатов:

Высокая агрессивность -15-20 баллов.

Средняя агрессивность - 7-14 баллов.

Низкая агрессивность - 1-6 баллов.

 

Как помочь агрессивному ребёнку?

Как вы думаете, почему дети дерутся, кусаются, толкаются, а иногда в ответ на какое-либо, даже доброжелательное, обращение, взрываются и бушуют? Причин такого поведения может быть много. Но часто дети поступают так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их способы поведения, так называемый, поведенческий репертуар, довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выборa способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение. Работа с данной категорией детей должна проводиться в 3-х направлениях:

1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

В основном это работа психолога в ходе индивидуальной пси­хологической консультации. Но кое-какие рекомендации можно принять к сведению и вам, уважаемые родители.

Способы выражения (выплескивания) гнева

1. Налить в ванну воды, запустить в неё несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом.
2. Пускать мыльные пузыри.
3. Устроить бой с боксёрской грушей.
4. Забить несколько гвоздей в мягкое бревно.
5. Полить цветы.
6. Быстрыми движениями руки стереть с доски.
7. Пробежать несколько кругов вокруг дома.
8. Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный
столик).
9. Поиграть в настольный футбол (баскетбол, хоккей).
10. Постирать белье (платочки, носочки или кукольную одежду).
11. Отжаться от пола максимальное количество раз.
12. Устроить соревнование «Кто громче крикнет. Кто выше
прыгнет. Кто быстрее пробежит».
13. Отстучать ритм карандашом по столу.
14. Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.

Материал подготовила

педагог-психолог Мешкова И. А.

 
Центр развития творчества детей и юношества г.Нефтекамска © 2010-2011
         
 

 

bl01bl01